Психологическое и творческое развитие детей до школы

Сфера узнаваемой ребенком действительности чрезвычайно расширяется. Он узнает об этом не только на основе непосредственных впечатлений, но и по рассказам взрослых, под влиянием прочитанных ему книг, показанных телепередач и т.п..

Расширение сферы узнаваемой действительности сочетается с углублением ее понимания. В отличие от ребенка раннего возраста, который познает лишь внешнюю сторону воспринимаемого, дошкольник начинает понимать ближайшие причины наблюдаемых явлений, цели некоторых человеческих действий, связь, которая существует между ними и т.д.

Восприятие

Наряду с изменением содержания меняется и характер таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и т.д.. У ребенка раннего возраста они еще не отделены от его практической и игровой деятельности. Действуя с предметами, дети одновременно воспринимают их особенности, вспоминают то, что они делали с подобными предметами ранее, обобщают накопленный ими опыт и т.д.. У дошкольников такого рода процессы становятся более дифференцированными, они отделяются от внешних воздействий и вступают с ними в более сложные отношения. Улучшить течение этих процессов можно в особой школе развития для детей, о которой можно подробнее узнать на сайте.

Знакомство с окружающим миром

Как уже отмечалось ранее, в дошкольном возрасте начинают выделяться особые процессы, направленные на непосредственное ознакомление со всем, что окружает (зародыши целенаправленного наблюдения), на запоминание и воспроизведение воспринятого материала (зародыши произвольной памяти), на выяснение взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями (зародыши логического, рассудочного мышления) и т.д.. Такого рода психические процессы осуществляются уже не вместе, не одновременно с внешними воздействиями, а отдельно, почти независимо от остальных, в интересах более широкого и глубокого познания действительности, а вместе с тем и более полного использования имеющихся условий в практической и игровой деятельности ребенка.

Развитие мышления и речи

В дошкольном возрасте зачастую происходит интенсивное развитие мышления и речи ребенка. Усваивая в процессе общения со взрослыми определенную систему элементарных понятий об окружающем мире и овладевая простейшими формами логического мышления, дошкольник постепенно учится решать некоторые мыслительные задачи, отворачиваясь от второстепенных признаков и выделяя более существенные особенности предметов, которые рассматриваются. Характерные для дошкольника вопросы — «Почему?, Зачем?, Для чего?» — свидетельствуют о том, что он начинает осмысливать причины окружающих явлений, а также цели человеческих действий.

Эмоции

Дошкольник остается еще очень эмоциональным существом. Все его действия и помыслы сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Чувства дошкольника приобретают более сложный характер, чем у младших детей. Они могут вызываться не только воспринимаемыми, но и воображаемыми обстоятельствами. Вместе с тем они становятся более глубокими и более устойчивыми, чем в раннем детстве. У дошкольника появляются простейшие формы моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Интенсивно развивается в дошкольном возрасте детская воля. Ребенок начинает подчинять свои внешние действия, а также некоторые внутренние психические процессы (процессы восприятия, памяти) сознательным целям.

Формирование личности

Вместе с развитием отдельных психических процессов в дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка в целом. В этот период детства закладываются основы правильного отношения ко всему окружающему, к самому себе, к своему делу.

В дошкольном возрасте достаточно интенсивно развиваются способности, формируются новые потребности и интересы, определенные черты характера, намечается направленность личности. Каким сформируется ребенок в этот период своего развития, таким во многом он и будет, когда вырастет и станет школьником, а затем и взрослым человеком.