Представители психосоматики

Современная психосоматика и психобиология предстают в трудах ее создателей и сторонников не только как универсальная теория медицины и биологии, но и как концепция, призванная объяснить и социальные явления. Психологизм, распространенный в современной буржуазной социологии, стремится вывести все общественные явления из психологии людей, игнорируя материальную основу общественной жизни и законы, определяющие ее развитие. Психобиология, по А. Майеру, является более универсальной концепцией, чем фрейдизм, концепцией, якобы возвышающейся над материализмом и идеализмом. На самом деле, психобиология А. Майера несовместима с материалистической теорией познания. В психобиологии А. Майера нашли свое выражение основные положения прагматизма, реакционного субъективно-идеалистического течения, особенно распространенного в США и во многих отношениях близкого махизму, ибо различия между махизмом и прагматизмом, ничтожны и десяти-степенны. Проблема причинности в неовиталистических течениях зарубежной биологии и медицины. Каузальной, или причинной, точке зрения на взаимозависимость между явлениями с давних пор противопоставляется откровенно-идеалистическое воззрение — точка зрения телеологическая. Используя слабости механического детерминизма, представители различных философий целостности, начиная с Г — Дриша (1867-1941) и кончая современными ее представителями, пытаются отказаться от детерминизма вообще, подменив его идеалистически понятым, всесоздающим и, всеобъясняющим принципом целостности. Значительное распространение в современной зарубежной биологической и медицинской науке имеет неовитализм, объясняющий все явления живой природы наличием в них только им присущей жизненной силы, которую представители неовитализма (Г. Дриш, Я. Искюль, И. Рейнке и др.) обозначают терминами энтелехия, доминанта, биологическое поле и т. д. Витализм специализировался преимущественно на извращении проблемы целостности организма и целесообразности его процессов, усматривая причину единства и целостности организма во всех проявлениях его жизнедеятельности в особой мистической жизненной силе.