Отрицание объективной причинности

Отрицание объективной причинности, выведение порядка и закономерности в поведении не из внешнего объективного мира, а из некоего духовного начала неизбежно приводят к автогенетическому представлению о факторах, обусловливающих поведение организма (Е. В. Шорохова, В. М. Каганов). А. Д. Слоним пишет, что сама по себе концепция этологов является телеологической, а многие очень сложные вопросы поведения животных, рассматриваемые этологами с чисто описательной стороны, заслуживают самого тщательного физиологического изучения. В последнее время на Западе в связи с агрессией американского империализма во Вьетнаме и агрессивными действиями Израиля на Ближнем Востоке появилось большое количество работ, ставящих своей целью показать, что причины войн коренятся якобы в глубинах человеческой природы, что агрессивность является неотъемлемой чертой человеческого характера и в этом виноваты наши далекие предки. Идеологи империализма (уже в который раз) пытаются опровергнуть твердо установленное марксистской наукой положение о том, что война — явление не вечное, что она возникла с появлением частной собственности на средства производства, с разделением общества на антагонистические классы и образованием эксплуататорского государства. Вслед за английским философом XVII века Т. Гоббсом, писавшим о войне всех против всех как естественном состоянии человеческого общества, вслед за Г. Спенсером, пустившим в оборот выражение о выживании наиболее приспособленных. Фрейдом, видевшим причины войн в человеческой природе, а не в природе эксплуататорского общества, в решении этого вопроса возникла еще одна разновидность социального дарвинизма и фрейдизма — так называемая социальная этология. Рекламированию теории о врожденной биологической агрессивности человека и доказательству положения, что причины войн якобы коренятся глубоко в человеческой природе, посвящены книги Лоренца Об агрессии (1966), английского зоолога Морриса Безволосая обезьяна (1967) и др.